Роль семьи в музыкальном воспитании детей

 

 

Роль семьи в музыкальном воспитании детей

 

Семья является важнейшим средой формирования и развития личности: здесь ребенок рождается, растет, познает мир, социализируется. Именно в семье развиваются его чувства, закладываются нравственные ценности, формируется физическое и психическое здоровье.

Искусство, художественная культура в ее лучших образцах помогают установить надежные эмоциональные контакты между поколениями.

Общие увлечения родителей и детей могут иметь характер игровой, познавательной или трудовой деятельности. Эффективным средством улучшения взаимопонимания и взаимоподдержки, консолидации усилий, направленных на создание благоприятных условий для воспитания дошкольников, выступают совместные мероприятия дошкольного учреждения и семьи воспитанников, имеющих целью укрепить семью, разнообразить ее жизнь, уменьшить дефицит социальных связей и общения взрослых с детьми в семье и вне ее.

Досадно констатировать тот факт, что сегодня родители уделяют воспитанию детей недостаточное внимание, а роль домашнего воспитателя основном выполняет телевизор. Мультфильмы, фильмы и всевозможные шоу, которые просматривают дети дома, часто не несут воспитательной идеи, даже наносят вред умственному и психическому развитию ребенка. И даже дорогие игрушки и вещи не научат его вежливости, отзывчивости, трудолюбию, не привьют способность понимать и ценить прекрасное. Сегодня отчасти утрачена возможность постоянного общения ребенка со старшими членами семьи, особенно с дедушкой и бабушкой, которые в основном живут отдельно и не могут воспитывать внуков, рассказывать сказки, петь народные песни. Да и из материнских уст современные дети лишь изредка слышат народную потешку или колыбельную. Молодые родители недооценивают огромное воспитательное и познавательное значение музыкального искусства.

Музыка - это воспроизведение человеческих чувств в их становлении и развитии, тончайшие оттенки радости и печали, в их столкновениях и преобразованиях. Она способна на такие глубокие обобщения эмоциональной жизни человека, которых нет ни в одном другом виде искусства, и содержит в себе богатейший развивающий потенциал. Ведущей его ролью является эмоциональное развитие ребенка. Родители поют колыбельные, утешая своих малышей, а те поют их куклам. Вместе с тем успокаивающая музыка - это не обязательно песни. Матери всех времен и народов издавна мурлыкали своим детям ту самую мелодию, состоящую из двух звуков. Совместное слушание музыки с взрослыми и обсуждение чувств, которые она вызвала, поощряет обмен мнениями о собственных эмоциях. Дети, знаем, являются врожденными танцорами. Если дать им возможность свободно реагировать на веселую музыку, они охотно станут придумывать различные танцевальные движения для проявления своих чувств.

Музыка также является эффективным средством стимулирования социального развития. Так, группа детей может совместно погружаться в музыку - песни, танцы - и прекрасно проводить вместе время, не дожидаясь, когда будет возможность воспользоваться дефицитным оборудованием. Дошкольники могут петь диалогические песни и при этом упражняться в очередности, ожидая обращения к себе. Существует немало песенных вариантов, в которых каждого ребенка спрашивают его имя, и он пением ответить: "Вот я, ..." или спеть другие слова, добавляя к ним свое имя. Порой дети стесняются говорить на групповых занятиях, но охотнее присоединяются к другим в песне или танце. Во многих случаях они сопровождают свое пение активными жестами. Такие групповые песни, когда все дети поют вместе, способствуют привлечению тех, кто, наоборот, оставался в стороне.

Занятия музыкой стимулируют развитие речи детей. Любая разговорная речь является ритмичной, мелодичной, и малыши с удовольствием "играются" со словами.

Музыка способствует также обогащению речи, запоминанию, поскольку ребенок может запомнить фразы из песни, сложнее природных, и впоследствии применять их в разговоре. Есть немало песен с описанием и перечнем различных вещей, которые знакомят детей с новыми словами, а значит, обогащают их словарь. Образцом проявления творчества является составление ребенком собственных песен, когда он использует известные или вымышленные мелодии, чтобы рассказать свои истории или выразить личные чувства.

Взаимосвязь между всеми аспектами влияния музыки на детей происходит в разных видах и формах музыкальной деятельности. Эмоциональный отклик и развитый музыкальный слух позволяют откликнуться на добрые чувства и поступки, активизируют умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, развивают физически.

По мнению исследователей, именно благодаря музыкальному слуху и чутью ритма ребенок в первые годы жизни воспринимает язык людей, которые его окружают. Схватывая в нём ритмические элементы, малыш из общей мешанины звуков выделяет слова и затем всего за несколько месяцев накапливает в памяти тысячи слов как ритмичные, звуковысотные и интонационно организованные звуковые фрагменты. Некоторые композиции, на радость родителям, неожиданно превращаются в фразы, которые трогательно лепечет малыш. Отмечена также тесная связь лепета с движениями: ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, постукивает игрушкой, выкрикивая при этом сочетания слов в двигательном ритме, но как только движения прекращаются, он замолкает. Умение адекватно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей, в частности словообразования. Чувство ритма, или ритмическая способность, в психическом развитии ребенка является новообразованием универсального типа. С развитием этого чувства качественно изменяются составляющие психики малыша, необходимые для различных видов деятельности и поведения в целом.

Дошкольные годы - это время наибольшего накопления музыкальных впечатлений, интенсивного развития музыкального восприятия. Ребенок знакомится с миром музыки, охотно приобщается к музыкальной деятельности, ему интересны занятия, связанные с музыкой, когда они хорошо организованы (пение, танцы, игры).

Успех музыкального воспитания, осуществляемого в дошкольном учреждении, во многом зависит от того, как организовано воспитание в семье. Именно в семье, в ее традициях кроются источники музыкального дарования ребенка - они еще не проснулись, но ждут ощутимого и своевременного прикосновения к ним. Важно ценностно-ориентационное единство семьи, что интерпретируется как наличие устойчивых семейных традиций, целостность мировосприятия, образа и стиля жизни, наличие значимой совместной деятельности, социально-культурный уровень ее развития (направленность культурных интересов родителей, структура и общность досуга, уровень развития духовного мира взрослых, стремление культурного совершенствования и саморазвития, участие родителей и других членов семьи в культурном воспитании детей, их кружковая, клубная деятельность). Именно в семье завершается процесс закрепления приобретенного ребенком в дошкольном учреждении. Это означает, что за формирование детского художественного вкуса, музыкальных навыков, как и за формирование личности ребенка, ответственны воспитатель, музыкальный руководитель и особенно родители.

 

Дата последнего обновления страницы 29.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения